В Перми провели стратегическую сессию по развитию территории Разгуляя. О ценности и дальнейшей судьбе этого места высказались общественные деятели, архитекторы, ученые, предприниматели и местные жители. Архитекторы говорят, что здесь нужно построить музей медеплавильного завода и тропу Мурчисона, жители считают, что им нужен газопровод и инфраструктура, общественники заявляют, что долину Егошихи нужно охранять, а археологи — что территорию «Первогорода» нужно полностью изучить.
Обсуждения прошли в «Точке кипения» на Заводе Шпагина. За столами расположились пермяки, представляющей разные профессиональные сообщества. У групп спрашивали о ценности территории, ее желаемом развитии и будущем.
Так, жители привели свои замечания на речь тогда еще руководителя Ленинского района Александра Русанова (сейчас является главой Соликамского округа). Русанов говорил, что в микрорайоне орудуют закладчики, в домах нет газа и водоснабжения и есть аварийное жилье. Представляя интересы жителей, заместитель председателя комиссии Общественной палаты Пермского края по развитию институтов гражданского общества Надежда Агишева заметила, что отсутствие водо- и газоснабжения и привело к маргинализации этой территории.
Представители ТОСа отметили, что жители часто сталкивались с бездействием администрации и на пачки их обращений не реагировали. Даже детскую площадку они обустроили и содержат собственными силами.
— Мы бьемся, бьемся — ничего не получается. У нас две группы жителей. Кто-то хочет уехать — дайте им зеленый свет, возьмите их дом под бизнес, проблем нет, — высказалась председатель ТОСа «Разгуляй» Татьяна Овчинникова. — Но дайте возможность нам, кто за, жить и благоустраивать свои дома. Мы хотим комфорта для жизни. У нас было водоснабжение, водоотведение — все разрушили.
Администрация предложила собравшимся подумать, какое еще функциональное наполнение должно быть у Разгуляя, помимо жилой функции.
— Сейчас Пермь участвует в большом федеральном проекте «Гостеприимные города», где разрабатывают условия по улучшению внутреннего туризма. Чтобы сохранить туристический поток, который у нас был в год 300-летнего юбилея, и увеличить его в два раза к 2030 году, нам нужен какой-то новый инфраструктурный проект, связывающий туристические объекты между собой. И собственно на ладони лежит исторический центр города «Разгуляй», — объяснил ситуацию начальник управления по экологии и природопользованию Дмитрий Андреев.
Также представители администрации пояснили, что озвученные на стратегической сессии предложения соберут и обязательно проанализируют. Но это не значит, что все их реализуют в проекте КРТ. В администрации предупредили: «Не стоит завышать эти ожидания».
На встрече присутствовали создатели благотворительного фонда «Первогород», пермские архитекторы Виктор Воженников и Игорь Луговой. Они говорили о том, что здесь необходимо сосредоточиться на истории медеплавильного завода и воссоздать его.
— Основание Егошихинского медеплавильного завода — это и есть год основания Перми. Где именно он был, мы уже практически установили по картам. Концепция развития должна основываться на воссоздании завода. При этом кварталы должны остаться жилыми с воссозданием средовой архитектуры, — заметил Игорь Луговой.
Медеплавильный завод начали строить на Егошихе в 1723 году. Благодаря производству здесь и вырос город. Площадку под завод выбрал инженер-артиллерист Василий Татищев, которого Петр I отправил на Урал разведывать места для таких предприятий.
Виктор Воженников отметил, что в первую очередь необходимо провести археологические изыскания по всей территории комплекса завода. Затем нужно создать рабочую группу, которая синтезировала бы лучшие идеи, в том числе и из ранних проектов развития Разгуляя, а уж после этого должны быть общественные обсуждения.
— Много было противников воссоздания плотины и пруда, но это не утраченная идея, ее можно еще пообсуждать. Даже если мы этого не сделаем, необходимо воссоздать павильон печей как музейное пространство медеплавильного завода. Здесь можно разместить и сталеваров — макет какой-то, интерактивные элементы этого пространства, — сказал Виктор Воженников. — Нужно сохранить память о начале истории Перми.
Также Виктор Воженников заметил, что необходимо изучить трамвайный мост и воссоздать его в первоначальном виде.
— Я настаиваю на ликвидации с него напорного водовода. Это серьезная вещь. Я понимаю, что это не так просто, но можете себе представить, что будет, если на этом водоводе произойдет авария? Однажды его уже прорывало и в Мотовилихе была очень сложная проблема. Это может снести и художественную галерею, завод Шпагина и всё прочее, — сказал Виктор Воженников.
Старый трамвайный мост — объект культурного наследия регионального значения — памятник градостроительства и архитектуры. Он находится в начале улицы Парковой. Построили его в 1924–1925 гг. по проекту инженера, преподавателя коммунально-строительного техникума Н. Г. Слаутина. В 1959 году трамваи пустили через Северную дамбу и мост через Егошиху стал пешеходным.
Также Воженников считает, что здесь необходимо сохранить масштаб поселка мастеров, воссоздать по архивным материалам здания и «насытить» их различными функциями — разместить в них мини-мастерские, сувенирные лавки, мини-гостиницы — по аналогии с тем, как это сделано в Казани. Архитектор призвал не обделять вниманием и тот факт, что на Разгуляе находятся залежи медистого песчаника, которые открыл в XIX веке Родерик Мурчисон и назвал геологический период Пермским.
— Это бренд мирового уровня, его можно раскрутить совершенно мощно. Это туристический бренд, куда можно приглашать и туристов, но для этого нужна инфраструктура — тропа Мурчисона. Настоящая экотропа по земле, с созданием, может быть, небольшого геологического музея с бюстом Мурчисона, — выступил Виктор Воженников.
Также в ходе обсуждений выступил директор по развитию «Группы строительных компаний «Мегаполис» Михаил Крепак.
— Не надо демонизировать застройщиков. Мы не спим и видим, как бы это все превратить в бетонные джунгли. Это никому не интересно и не надо. Застройщикам есть с чем работать, — заметил Михаил Крепак.
Михаил Крепак пояснил, что территория в целом может быть интересна для девелопмента, на ней можно создавать многофункциональные комплексы с досугом, коммерческими помещениями, подземным паркингом и прочее. Если территорию рассматривать под жилую застройку, то обычно застройщикам она интересна при этажности минимум в 6 этажей.
После этого вновь слово взял Игорь Луговой, который заметил следующее:
— И для бизнеса, и для администрации, чтобы территория развивалась, должен быть магнит. Магнит — это то, что сюда притягивает поток. Притягивать сюда может только мемориальный историко-культурный комплекс. Этот магнит будет аккумулировать прибавочную стоимость. Стоимость двух этажей будет как десяти, — сказал Игорь Луговой.
В ходе обсуждений неоднократно высказывалось, что в долине Егошихи нужно сохранить биоразнообразие и природную среду. Также выступил историк Виталий Мингалев, который предложил зонировать эту особо охраняемую природную территорию по аналогии с остальными. Он предложил организовать на Разгуляе Дом ученых, чтобы биологи, археологи, геологи и другие изучали эту территорию, проходили здесь практику и тем самым развивали ее.
Виталий Мингалев прокомментировал архитектурную и археологическую ценность Разгуляя. Что касается археологического слоя — его в идеале нужно полностью изучить или хотя бы изучать постепенно по мере благоустройства и застройки, так как до сих пор ученые спорят, что именно считать Первогородом и где именно он находился. Также Виталий Мингалев отметил, что застройка на Разгуляе не имеет никакого отношения к Первогороду, но она среднетипичная для XIX–XX века, такой в городе остается немного, и поэтому ее стоит сохранять.
Оригинал статьи: https://59.ru/text/gorod/2024/07/06/73790987/